Изменился порядок проведения проверок ККТ: новые сроки и методы

Изменился порядок проведения проверок ККТ: новые сроки и методы

Что изменилось в проверках ККТ
С 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила проведения проверок контрольно-кассовой техники (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ). С указанного момента проверки ККТ регламентируются уже не Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, а Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответственно, теперь на проверки ККТ распространяются те же самые принципы и ограничения, что и на все прочие проверки государственных и муниципальных органов контроля.

Осуществление проверок ККТ по-прежнему остается за налоговыми органами, но предмет проверок ККТ значительно ограничивается. Теперь проверки можно проводить исключительно в целях защиты прав потребителей, ИП и организаций, обеспечения полноты учета выручки для целей налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Одновременно изменились и правила проведения проверок ККТ. Теперь они регламентированы постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272. Согласно новым правилам, плановые проверки ККТ больше проводиться не будут. Контроль будет осуществляться исключительно путем проведения внеплановых проверок, осуществлять которые налоговые органы будут без уведомления пользователей ККТ.

Налоговики смогут проводить внеплановые проверки в следующих формах: 

  • контрольная закупка;
  • документарная проверка;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование;
  • выездная проверка.
     

Все эти контрольные мероприятия разрешается проводить как по месту нахождения налогового органа и налогоплательщика, так и по месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.

Контрольная закупка
Одна из форм внеплановой проверки ККТ - контрольная закупка, то есть искусственное совершение сделки, в ходе которого инспектор проверяет, как та или иная компания применяет ККТ и предоставляет покупателю чеки. Закупка может проводиться как по месту продажи продукции/работ/услуг, так и дистанционно. Во втором случае продукция приобретается с использованием почтовой связи, телевидения или интернета (ст. 67 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Контрольная закупка всегда проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. При дистанционной закупке наличие свидетелей и видеозаписи не является обязательным (п. 23 Положения).

Если в ходе закупки контролеры выявят какие-либо нарушения порядка применения ККТ, они вправе будут обязать магазин сформировать и распечатать отчет о текущем состоянии расчетов.

Документарная проверка
Еще одна разновидность внепланового контрольного мероприятия – документарная проверка. Данная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основании имеющихся у налоговиков документов и сведений о применении компанией ККТ. В ходе такой проверки налоговики вправе затребовать у компаний письменные объяснения, истребовать документы, а также проводить экспертизу этих документов. 

При этом налоговый инспектор не вправе требовать у пользователя ККТ сведения и документы, которые могут быть получены от иных госорганов в рамках межведомственного взаимодействия. Документы, не относящиеся к предмету проверки, также истребовать нельзя.

Во всех других случаях запрошенные документы и сведения необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 10 дней с момента получения соответствующего требования (ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Срок проведения документарной проверки – не более 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления ИФНС требования представить необходимые документы до момента представления данных документов (абз. 5 п. 24 Положения).

Наблюдение
Под наблюдением понимается сбор и обработка данных об используемых компаниями ККТ, поступающих в ИФНС из других госорганов, СМИ, от организаций, ИП и физлиц.

Если в ходе наблюдения инспекторы выявят нарушения, они выдадут компании предостережение/предписание об устранении нарушений или вынесут решение о проведении выездной внеплановой проверки (п. 26 Положения). Такая проверка будет проведена либо в форме выездного обследования, либо в форме собственно выездной проверки.

Выездное обследование
Под выездным обследованием понимается осмотр по месту нахождения компании/установки ККТ без взаимодействия с самим контролируемым лицом (ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Выездное обследование также проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Если в рамках выездного обследования инспектор выявит какие-либо признаки нарушений, он проведет контрольную закупку. По результатам контрольной закупки уже будет решаться вопрос о привлечении лица к административной ответственности.

Выездная проверка
В ходе выездной проверки инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения, истребовать документы, организовывать экспертизу, а также проводить эксперименты. При этом для фиксации обстоятельств проверки им разрешается использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.

Аудио- и видеозапись устных пояснений проводится при условии предварительного уведомления контролируемого лица и наличии его письменного согласия (п. 34 Положения). В письменном согласии должна быть сделана отметка о проведении записи с указанием наименования и серийного номера записывающей аппаратуры и носителя, на который осуществлялась такая запись.

Срок проведения выездной проверки ограничен 10 рабочими днями, причем для субъектов малого бизнеса установлены еще меньшие сроки. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства, отнесенного к малому предприятию (до 100 работников), общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов. Для микропредприятий (до 15 работников) общий срок взаимодействия с контролерами не может превышать 15 часов (п. 28 Положения).

Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству и обособленному подразделению. Данные сроки не суммируются. По завершении проверки инспектор составляет акт проведенного контрольного мероприятия.

Оформление результатов проверки ККТ
По результатам каждого из вышеперечисленных контрольных мероприятий налоговый инспектор должен составить акт. Исключение составляют контрольные мероприятия, которые не предусматривают непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (например, выездное обследование или наблюдение).

Оформление акта производится на месте проверки в день ее окончания. Если по результатам проверки было выявлено нарушение порядка применения ККТ, в акте указывают, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его нормой оно установлено.

Одновременно контролируемому лицу выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. При этом контролируемое лицо вправе обжаловать действия инспектора в случае несогласия с составленным актом/выданным предписанием. Жалобу можно представить как на имя руководителя ИФНС, так и руководству регионального УФНС. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 43 Положения).

Направить жалобу можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Лица, подавшие жалобу, могут в своих личных кабинетах отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится жалоба до того, как получат итоговое решение по ней.

При этом ранее ФНС проинформировала, что до 1 января 2023 года на проверки ККТ не распространяется обязательный досудебный порядок обжалования. Таким образом, с жалобой на действия налоговых инспекторов пользователи ККТ в текущем году могут обратиться непосредственно в суд.

Источник: https://buh.ru